Фильм Ари Астера "Все страхи Бо", подробный разбор
Автор статьи: Полина Задирако
Психолог, бизнес-трекер
Фильм "Все страхи Бо" (реж. Ари Астер) впечатляет своей метафоричностью и психоаналитическим подходом, делая его сложным и непонятным для зрителей.

Главная роль - Хоакин Феникс, играющий психопатичного сына нарциссической матери.

Хочу подчеркнуть - главные персонажи фильма страдают от психических расстройств. Не стоит принимать их поведение за сложности характера или травмы, речь идет о тяжелых болезнях.

Фильм шокировал меня в хорошем смысле слова и я сделала очень подробный обзор сюжета, смыслов, метафор.

Мой видеоразбор разделен на пять частей. Я подробно рассматриваю сюжет в видео, что может быть интересно даже для тех, кто еще не видел фильм.

В этой статье я представляю краткое трактование некоторых сцен без подробного раскрытия сюжета, но вы сможете сразу посмотреть видео на этой странице.


"Все страхи Бо"
Режиссер Ари Астер
В главной роли Хоакин Феникс
Часть 1
Знакомство с главным героем
В первой части фильма мы погружаемся в мир главного героя - Бо. Регулярно посещая психотерапевта, он борется с тяжелыми переживаниями, особенно в отношениях с матерью.

Бо у психотерапевта

Терапевт учит Бо, что противоречивые чувства внутри нас – это норма, дает право на сложные эмоции, наличие и любви, и ненависти одновременно. Мы видим, что Бо не позволяет себе многие эмоции, не понимает что он чувствует и запрещает себя злиться на мать. Таким образом он словно маленький мальчик в теле взрослого мужчины.

Бо идет домой и мы видим в каком ужасном районе он живет. Кругом грязь, наркоманы и бездомные. Возможно это правда так, но возможно, это место является метафорой его внутренних конфликтов. Таков мир Бо, таким он его видит.

Бездомные заходят в квартиру Бо

Сцена, где бездомные заходят в квартиру Бо не стоит трактовать буквально - это психоз.

Тревога охватывает Бо после потери ключей, она неуклонно возрастает, особенно после звонка матери, и достигает кульминации, когда он принимает таблетки, но нет воды, чтобы запить их. Нарастая с каждой сценой тревога превращается в психоз.

“Психоз — ярко выраженное нарушение психического состояния, когда восприятие человека противоречит реальной ситуации.”

Сцена, где Бо лежит в ванной, а на потолке он видит мужчину, по которому ползет паук - тоже психоз, галлюцинация.

Часть 2
Дома у Роджера и Грейс
Бо просыпается в дом Роджера и Грейс. Роджер всегда оптимистичен, а Грейс ведет себя очень странно - помогает Бо, будто вступая с ним в коалицию. С ними живет Дживс - ветеран войны, страдающий ПТСР.

Дживс один из моих любимых героев в фильме - он метафора всех тех неудобных чувств - вины, стыда, страха, которые испытывает Бо. Дживс заставляет нас - зрителей, чувствовать себя неспокойно, дает понять - “тут что-то не так”.

Диалоги Роджера и Грейс полны манипуляций и двойных посланий, в моем видео я разбираю это подробно.

Сцена на 78-ом канале

Грейс подсказывает Бо посмотреть 78-ой канал, где он обнаруживает, что все его действия записываются скрытой камерой.

В ужасе он отматывает пленку назад, а затем понимает, что может перемотать и вперед. Так он видит последнюю сцену фильма (которую мы еще не видели), где он умирает.

Это метафора страха смерти. Это заставляет его почувствовать экзистенциальный ужас.

Часть 3
Представление лесного театра
В третьей части фильма Бо убегает от Грейс после ее обвинений в смерти её дочери.

В лесу он встречает девушку, которая дружелюбно знакомит его с общиной лесного театра. Члены общины проявляют к нему интерес без осуждения и приглашают его на спектакль.

Лесная община – одна из многих метафор групповой поддержки. Психотерапевтические, анонимные алкоголики, группы 12 шагов, религиозные общины – все они могут стать целительной силой и местом искренней взаимопомощи.

Спектакль лесного театра

Под влиянием сюжета Бо погружается в психоз, идентифицируя себя с главным героем и теряя границы между реальностью и вымыслом. Однако здоровая часть его личности начинает задавать разумные вопросы, помогая ему вернуться к реальности.

“Это вообще возможно?” - вопрошает сын отца и Бо возвращается в реальность.

Часть 4
Возвращение в дом Моны, сцена на чердаке
Бо возвращается в дом своей матери Моны Вассерман. В записанном некрологе звучат слова восхваления Моны, её красоты и доброты.

У Моны роскошный дом, она богатая женщина.

Во дворе стоит огромная статуя женщины с ребенком на высоком пьедестале. Бо, глядя на неё, чувствует себя жалким и недостойным. Статуя кажется такой высокой и недоступной как и его мать. Уже в следующем кадре мы видим Бо с высоты этой статуи - жалкого и ничтожного, недостойного любви своей матери.

Что случилось с Элейн? Почему Элейн превратилась в куклу?

Бо встречает Элейн - девушку, которую он ждал всю свою жизнь, но которая давно работала у его матери. Он испытывает сложные чувства, ведь это двойное предательство, но ему сложно, почти невозможно, признать это. Бо плохо разбирается в собственных чувствах (мы видели это в самой первой сцене) и не может интерпретировать их.

После секса Элейн превращается в пластиковую куклу. Бо не умирает сам (хотя ожидал этого), но метафорически убивает Эллейн. Такие люди как Бо всегда чувствуют свою дефективность, недостойность, “я всегда всё порчу” - думают они про себя. Именно отражение этих глубинных убеждений мы видим в этой сцене.

Мона оказывается живой, она подстроила свою смерть. Она припоминает ему все нелепые ситуации, неудачные подарки, обвиняя его во всем, даже в том, он отказывался от груди будучи младенцем, в отличие от детей ее соседок.

Мона инфантильна, разрушена как личность и оторвана от реальности. Она страдает нарциссическим расстройством личности (грандиозным нарциссизмом). Все знают ее как любящую, талантливую, успешную женщину, но своего сына она использует как сливной бачок, помещая в него все помои, которые она отрицает в себе.

Психотерапевт в сговоре с Моной Вассерман?

Появляется терапевт Бо будто бы в сговоре с Моной. Я трактую данную сцену как проявление очередного психоза. Бо испытывает чудовищную вину за попытку отделиться от матери (мы слышим это в аудиозаписи) и за то, что на сеансах рассказывает о своей матери (это мы узнаем в финальной сцене). Терапевт усиливает вину Бо.

Бо на чердаке из страшного сна (в бессознательном матери)

Бо попадает на чердак, который часто видит во сне. Там на цепях прикован измождённый постаревший второй Бо (его близнец). Это здоровая часть личности Бо, которую мать поглотила, сожрала, уничтожила. Напротив чепями приковано огромное чудовище - мужской половой орган. Мона кастрирует сына, отца, всех мужчин, испытывая страх, желая контролировать, подчинить их себе.

Часть 6
Финальная сцена суда
Бо плывет на лодке по воде в глубины своего бессознательного. Он прибывает в огромный зал - место его бессознательного, где сосредоточено чувство вины.

Зрители в зале - части его личности, субличности, внутренние голоса. Начинается суд. Вина зачитывает обвинения, вспоминая истории из прошлого.

Мы видим всё то, за что Бо испытывает вину. Порой это нелепые детские ситуации.

Адвокат защищает Бо, но его скидывают в воду. Лодка тонет.

Под финальные титры фильма зрители покидают зал.

Это окончательная смерть его разума, его безумство.

Заключение

Фильм многослойный, сложный. Не всегда ясно, где реальность, а где галлюцинация, многие сцены стоит воспринимать как иносказательные, метафоричные, а героев стоит рассматривать сквозь призму их болезней.

Буду рада комментариям и дополнениям.